Отказ в регистрации ИП. Дальнейшие действия.

Отказ в регистрации ИП. Причины и дальнейшие действия

Налоговая инспекция может отказать вам в постановке на учет как индивидуальный предприниматель. Список оснований для отказа вполне понятный - никаких новых оснований регистрирующий орган не добавляет. Поэтому при подготовке регистрационных документов можно заранее учесть потенциальные причины отказа и застраховаться от них, правильно оформив документы. Если же вам все-таки отказали, в большинстве случаев вы можете исправить недочеты и снова подать документы. Если вы в течение трёх месяцев исправите свои ошибки и подадите документы снова не нужно будет повторно оплачивать госпошлину.

В этой статье:

  1. Причины для отказа в регистрации ИП
  2. Что делать, если налоговая отказала в регистрации ИП

Причины для отказа в регистрации ИП

Все основания для отказа в регистрации ИП перечислены в ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001. В этом документе иногда непросто разобраться, поскольку информация не делится на ту, которая относится к ИП, и предназначенную для юрлиц.

Предпринимателю могут отказать в регистрации по следующим основаниям:

  • Неправильно заполненное заявление
  • Неполный пакет документов
  • Подача документов в неподходящую инспекцию
  • Отсутствие права заниматься предпринимательской деятельностью
  • Выбор запрещенного для ИП вида деятельности
  • Уплата госпошлины по ошибочным реквизитам

Неправильно заполненное заявление

Форма заявления на регистрацию ИП Р21001 установлена Приказом ФНС № ММВ-7-6/25@. В приложении к этому приказу есть подробная инструкция, как заполнять бланк. Инспекторы, принимая документы, следят не только за тем, чтобы все необходимые поля были заполнены, но и за строгим соблюдением формата - цвет пасты при заполнении от руки должен быть черным, буквы в полях исключительно заглавные и печатные и т.п. Задача сотрудника, принимающего у вас сведения - в том числе, убедиться, что ваши документы можно будет обработать машинным методом. Отсюда такое внимание к деталям и такое количество отказов из-за несущественных, казалось бы, мелочей.

При заполнении заявления могут быть допущены следующие ошибки:

  • Неправильное форматирование текста (фамилия и инициалы не в нужных строках, буквы прописные или плохо читаются)
  • Неправильно указанные сведения (обычно это ошибки в номерах документов)
  • Опечатки, помарки, исправления
  • Нарушения правил сокращения
  • Незаполнение обязательных полей
  • Неуказание ИНН при его наличии
  • Неправильно указанный ОКВЭД (выбирайте из реестра те коды, в которых не менее 4 знаков, иначе инспекция откажет в регистрации)

Одна из самых распространенных ошибок при заполнении заявления - это преждевременная подпись. Ни в коем случае не ставьте ее до подачи: по правилам оформления таких документов, поставить свою подпись вы должны при сотруднике инспекции (или в присутствии нотариуса, если подаете документы через доверенное лицо и заранее заверяете их).

Оформите документы для регистрации ИП правильно
Воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом для подготовки документов перед регистрацией. Так вы не только избежите ошибок, но и получите подробную инструкцию по каждой стадии процесса регистрации.

Неполный пакет документов

Самый распространенный недочет - это отсутствие заверения у нотариуса. Помните, что если вы подаете документы через доверенное лицо, нотариус должен заверить не только доверенность, которую вы выдали своему представителю. Те документы, которые обычно заверяет сотрудник инспекции (заявление по форме Р21001, копию вашего паспорта), при таком способе подачи тоже нужно заверить у нотариуса.

В отдельных случаях помимо обязательного пакета документов могут понадобиться еще дополнительные сведения. Например, для ведения определенных видов деятельности (организация отдыха, работа с молодежью и т.п.) необходимо представить справку об отсутствии судимости. Если в качестве ИП собирается регистрироваться иностранец, ему нужно подготовить заверенный перевод своих документов и копию вида на жительство или разрешения на временное пребывание. Лицам младше 18 лет необходимо документально подтвердить свою дееспособность.

Если вы предполагаете, что в вашем случае может быть какая-то специфика, лучше заранее обратиться в инспекцию и узнать, нужны ли какие-то дополнительные документы и как их правильно оформлять.

Подача документов в неподходящую инспекцию

Многие начинающие бизнесмены считают, что могут встать на учет в любой инспекции. Это не так - вы должны обратится в регистрирующую ФНС по месту прописки (даже если бизнес вы собираетесь вести в другом регионе). При этом ближайшая инспекция тоже может не подойти - постановкой индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на учёт занимается специализированная регитсрирующая инспекция, как правило, она одна на всю область (в региональном центре) или крупный город.

Если вы неправильно выберете инспекцию, придется не только переделывать заявление (в нем указан код налогового органа), но и еще раз платить госпошлину - реквизиты для оплаты привязаны к конкретной инспекции, а не всему налоговому ведомству в целом.

Отсутствие права заниматься предпринимательской деятельностью

Отказ в государственной регистрации допускается, если инспекция сочтет, что у вас нет права вести предпринимательскую деятельность. Большинство из оснований для такого решения - временные, но повторно подавать документы, пока вы их не устраните (если это возможно) смысла нет.

Регистрироваться в качестве ИП не вправе:

  • Недееспособные граждане (несовершеннолетние, страдающие психическими заболеваниями, наркозависимые и т.п.). Если вы относились к какой-либо из категорий недееспособных, но с вас сняли этот статус (через эмансипацию, по решению суда), то свою дееспособность для инспекции нужно подтвердить соответствующими документами. В некоторых случаях можно предоставить разрешение законного представителя (родителя, опекуна) на открытие бизнеса
  • Уже зарегистрированные предприниматели. Физлицо может зарегистрироваться как ИП только один раз
  • Лицо, признанное банкротом (в течение года после принятия судебного решения)
  • Судимые (по некоторым видам деятельности, для которых наличие судимости не допускается)
  • Государственные и муниципальные служащие
  • Военнослужащие
  • Лица, для которых установлен судебный запрет заниматься предпринимательской деятельностью

Выбор запрещенного для ИП вида деятельности

Ни в одном нормативном акте нет полного списка видов деятельности, которыми нельзя заниматься ИП. В основном это лицензируемые виды деятельности и отрасли, требующие специфической квалификации, оборудования и разрешения госорганов на какие-то аспекты работы.

К запрещенным для ИП видам деятельности относятся:

  • Изготовление и продажа спиртных напитков
  • Разработка, производство, обслуживание авиатехники
  • Охранные услуги
  • Изготовление и продажа боеприпасов, военной техники и пиротехники
  • Производство психотропных и наркотических веществ, лекарств и ядов
  • Космическая деятельность
  • Создание инвестиционных и пенсионных фондов
  • Воздушные перевозки
  • И т.д.

Поскольку единого перечня таких видов деятельности нет, до регистрации ИП имеет смысл проконсультироваться в налоговой, сможете ли вы работать в выбранной сфере. Иногда даже успешно встав на учет, предприниматель не может полноценно работать из-за того, что какая-то важная часть запланированной деятельности для него под запретом. Например, когда бизнесмен открывает ресторан и сталкивается с запретом на продажу крепкого алкоголя.

Уплата госпошлины по ошибочным реквизитам

Отсутствие квитанции об оплате госпошлины не относится к законным основаниям для отказа и такое решение инспекции вы можете оспорить. Но имейте в виду, что оплатить пошлину вы обязаны до подачи документов. Если вы перевели сумму пошлины по ошибочным реквизитам (допустили опечатку в каком-то поле, неправильно выбрали инспекцию, а значит, ввели код другого налогового органа, вместо реквизитов инспекции указали реквизиты МФЦ), то отказ инспекции будет оправданным. Вы можете вернуть ошибочно оплаченную пошлину, написав заявление в той инспекции куда ошибочно оплатили, затем оплатить пошлину заново по вренум реквизитам.

Что делать, если налоговая отказала в регистрации ИП

Прежде чем что-то предпринимать после отказа, нужно понять, по каким основаниям инспекция отказала в постановке на учет. Если налоговая указала, что у вас нет права заниматься предпринимательской деятельностью, почти всегда причины для этого временные. Например, при банкротстве вы не сможете зарегистрировать ИП в течение года после суда, при наличии судебного запрета на предпринимательство - в течение указанного в решении срока. В таких случаях нужно понять, до какого момента для вас ограничено право на предпринимательство, и вернуться к этому вопросу, когда оно снова будет для вас доступно.

Если загвоздка заключается в выборе запрещенного для ИП вида деятельности, вам нужно определиться, насколько он вам необходим. Если это существенная часть запланированного бизнеса, возможно, стоит задуматься об открытии ООО. Если же вы готовы переориентироваться на смежные отрасли, то иногда достаточно поменять ОКВЭД в заявлении и можно подавать документы заново.

При отказе из-за неправильного оформления или подачи документов, ошибочного выбора инспекции или уплаты пошлины, достаточно исправить недочеты и подавать сведения на регистрацию. Если вы подаете документы в течение трех месяцев с первой попытки, то повторно уплачивать госпошлину не нужно (кроме отказов из-за неправильно уплаченной госпошлины - в таких случаях ее нужно уплатить на нужные реквизиты и предоставить квитанцию)

Все перечисленные действия актуальны, если с замечаниями инспекции вы согласны. Если же вы считаете, что вам отказали неправомерно, вы можете обратиться в вышестоящую инспекцию или в суд. Обращаться нужно сначала к руководству той инспекции, куда вы подавали документы, потом в вышестоящую инспекцию, и если обращение не было рассмотрено или результат вас не удовлетворил, идти в суд. Но если вышестоящая инспекция - это центральный аппарат ФНС, можно сразу судиться.

Жалобу в письменном виде нужно подать в течение трех месяцев с момента принятия инспекцией решения об отказе. Этот же срок будет действовать для всех последующих стадий обжалования вплоть до суда. Вышестоящая инспекция должна рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней, продлевать этот срок можно только один раз не более, чем на 10 дней. Если вы не получили ни ответа на жалобу, ни информации о продлении срока, можете обратиться в суд не дожидаясь ответа от вышестоящей инспекции.

Подать жалобу можно как непосредственно в уполномоченную инспекцию или суд (лично или через представителя), так и по почте или через интернет (с применением ЭЦП). Жалоба должна содержать следующие сведения:

  • Ваши фамилию, имя, отчество
  • Информацию о решении, которое вы обжалуете
  • Наименование отказавшей вам инспекции
  • Основания, по которым вы считаете, что отказ был необоснованным
  • Ваши требования
  • Контактную информацию
  • Подпись (обратите внимание, что если жалоба не подписана или ее подписал представитель, не обладающий достаточными полномочиями, к рассмотрению ее не примут)

По итогам рассмотрения жалобы, вышестоящая инспекция или суд может признать отказ обоснованным, в таком случае жалобу оставят без удовлетворения. Если же решение будет вынесено в вашу пользу и отказ признают неправомерным, то в течение 5 дней инспекция должна рассмотреть ваше заявление о постановке на учет.

Избежать ошибок при заполнении документов
Поможет наш бесплатный сервис. Вы не только получите верно заполненные документы, но и подробную инструкцию по каждой стадии процесса регистрации.